+7 (3452) 59-39-00
г. Тюмень

Музей истории искусств

Страна: Австрия

Известнейший художественный музей в Вене. Он был открыт в 1891 году вместе с расположенным напротив и по внешнему виду почти идентичным Музеем естествознания. Приказ о строительстве был отдан императором Францем Иосифом I в рамках расширения города в 1858 году. Оба музея построены в стиле итальянского Ренессанса по проекту Готфрида Земпера и барона Карла фон Хазенауера.
История

Оформление коллекций в музей
Официально музей основан в 1889 году. Богатые художественные коллекции австрийского императорского двора оформили в музей во второй половине XIX века. В этот период уже существовали подобные музеи, возникавшие на основе королевских коллекций в других странах и художественных центрах (в Дрездене на базе коллекций саксонского курфюрста, в Берлине на базе коллекций прусского короля, в Петербурге на базе коллекций российских императоров — Эрмитаж).
В Вене решили создать не один, а два музея с показом и естественных, и художественных коллекций в пандан. Так в Вене возникли:
Природно-исторический музей
Художественно-исторический музей.
Они были и расположены рядом, создавая значительный архитектурный ансамбль в несамостоятельных формах эклектики.
Архитектор Земпер в Вене
Готфрид Земпер не был австрийцем. Он работал в разных столицах Европы (Лондоне и Париже, Дрездене) и был известен как архитектор выставок. В Лондоне Земпер как раз и был задействован на строительстве Международной промышленной выставки 1851 года. В Дрездене Земпер завершил формирование недостроенного Цвингера, связав барочный ансамбль со зданием новой картинной галереи и нового театра (Опера Земпера, или Саксонская государственная опера Дрездена.).
После этого он получил приглашение от императора Австрии Франца Иосифа на работу в Вене. Ему поручили реконструкцию городской резиденции императора — Хофбурга. Опытный архитектор, Готфрид Земпер подошёл к реконструкции как к градостроительному проекту. И создал проект с несколькими величественными сооружениями, которые включали два музея, новый театр, манеж, монумент австрийской императрицы Марии Терезии, и все это в новом саду в стиле необарокко. Земпер уже был продолжателем барочной стилистики в ансамбле Цвингера, заканчивая ансамбль архитектора Маттеуса Даниеля Пёппельмана. В реконструкции Хофбурга Земпер стал продолжателем стилистики венского барокко, используя и его формы, и планировочные наставления. Роскошная архитектура Земпера служила императорскому двору и его прославлению. Архитектор даже связал ось нового Хофбурга с древнеримской Виндобоной. Именно там был некогда дворец римского наместника в австрийских землях и именно там умер римский император Марк Аврелий. Архитектор своим ансамблем подчеркивал символическую связь австрийских императоров с императорами Древнего Рима, что льстило Францу Иосифу.
Этот конфликт между искусством и суровой реальностью Австро-Венгрии чувствовали современники, но демократизировать архитектуру и решить общественные конфликты практика Земпера не могла. Величественный ансамбль, спроектированный Земпером, так и не был воплощен в реальность полностью. Но два крупных музейных помещения Вена и император получили.
Картинная галерея эрцгерцога
Австрийские Габсбурги были связаны родственными связями с королевским двором Испании. В состав Испании в Европе входили и Южные Нидерланды, Фландрия (Бельгия). Отдалённой от Мадрида и Вены богатой провинцией руководили наместники. Одним из них был австрийский эрцгерцог Леопольд Вильгельм (1614—1662).
Пребывание во Фландрии тот использовал для приобретения художественных коллекций. Собиранию картин способствовал художественный рынок, который находился в городе Брюссель. Сюда на продажу свозили произведения искусства как из провинций, так и из Италии или Англии. За короткий срок эрцгерцог создал значительную художественную коллекцию картин голландских, итальянских, фламандских, немецких мастеров, которую вывез в Вену. Этот сборник веками дополняли картинами и произведениями искусства из разных стран и городов. В Вену вывезли лучшую часть кабинета курьезов императора Рудольфа II, который ненадолго переносил столицу в Прагу.
После смерти принца Евгения Савойского его картинная галерея перешла в императорскую коллекцию.
Искусство Франции в музее
Австрийская империя веками имела значительные трудности в отношениях в королями Франции, что значительно отразилось на художественных коллекциях. Художественно-исторический музей в Вене (по сравнению с Эрмитажем) имеет незначительные произведения во французском отделе, где собраны случайные или не лучшие образцы искусства Франции. Наличие нескольких произведений Жана Фуке и художников XVII века лишь подчеркивают значительные пробелы в художественных собраниях. Картины Франсуа Клуэ, Пуссена, портреты Гиацинта Риго и Дюплесси — производят впечатление случайно полученных вещей.
Ненамного лучше представлены художники Франции XIX века (Камиль Коро, Клод Моне), но не самыми выдающимися произведениями, которые давно разошлись по музейным коллекциям самой Франции, США, Великобритании, России.
Второй слабый раздел — искусство Англии. Но это типичная ситуация для европейских музеев, где вообще мало картин мастеров Британии. Только в Соединенных Штатах где есть капитальные произведения художников Англии разных периодов.

Подписаться на улётные туры

Скорее подписывайтесь на нашу рассылку и ловите самые улетные предложения!

Только Вы узнаете об акциях раньше других и успеете купить!

Подобрать тур

Неверный ввод
Неверный ввод
Неверный ввод
Неверный ввод
Неверный ввод

Мы в соцсетях

Instagram

Не нашли что искали? Напишите нам – найдём!

Неверный ввод
Неверный ввод
Неверный ввод
Неверный ввод

Не нашли что искали? Напишите нам – найдём!

Неверный ввод
Неверный ввод
Неверный ввод
Неверный ввод
Неверный ввод