Столица Южно-Моравского края Брно (Brno, Brunn) лежит на самом севере Южноморавской равнины, в месте слияния рек Свитава и Свратка.
Окруженный с севера отрогами Чешско-Моравской возвышенности, он издавна занимал важное стратегическое положение на пересечении торговых путей. Люди живут здесь с незапамятных времен (по некоторым версиям, он был основан еще кельтами под именем Эбуродунон), в XI веке здесь уже высился мощный замок, в XII веке под именем Бржетиславский град он становится центром княжества Пржемысловичей и важным экономическим и культурным центром Моравии - здесь ежегодно проводились международные ярмарки, раз в два года - земские сеймы, а в XVII веке размещается епископат. Неприступность сохранила здесь множество исторических памятников, однако быстрое экономическое развитие XIX-XX веков заметно исказило его облик. Сейчас туристы, приезжающие в этот второй по величине город страны, в первую очередь видят ряды безликих многоэтажек (как их узнаваемо называют сами чехи - panelaky), однако за этим довольно неприглядным фасадом прячется огромное количество интересных мест. Центральную историческую часть города давно превратили в пешеходную зону, опоясанную кольцом бульваров, по примеру Парижа проложенных в середине XIX века на месте снесённых крепостных стен. Именно здесь и сосредоточено большинство памятников.
Одна из визитных карточек Брно - капуцинский монастырь (XVII в.) со знаменитой костницей (Kapucinska hrobka) - обширным склепом, в котором на протяжении почти трех веков хоронили монахов и представителей чешских аристократических родов, плативших, кстати, немалые деньги за право упокоиться здесь. До сих пор их мумифицированные останки в полном облачении можно увидеть в рамках организованного тура (с четверга по субботу с 9:00 до 12:00 и с 14:00 до 16:30, в воскресенье - с 11:00 до 11:45 и с 14:00 до 16:30).
Вершину Петрова (меньший из двух центральных холмов города) венчает собор Святых Петра и Павла (XIII-XX вв.), острые иглы неоготических шпилей которого с 1901 доминируют над горизонтом. Он имеет особое место в истории Брно - во время Тридцатилетней войны город дважды (в 1643 и 1645 годах) осаждался шведскими войсками, и в последнюю осаду генерал Тортенсон объявил, что если до полудня он не возьмет Брно, то уйдет. А звонарь собора видя, что город на краю падения, зазвонил в колокола на час раньше - и дезориентированные шведы отступили! С тех пор в этот день часы отбивают полдень в 11:00. В высоком нефе собора хранится чудотворная статуя Мадонны с младенцем (XIV в.), но наиболее интригующее художественное сокровище храма - алюминиевая (!) инсталляция Крестного пути работы Иржи Марека (начало 1960-х).
Главная площадь города аж с XIII столетия - namesti Svobody всегда была и центром общественной жизни. Некогда возвышавшаяся в ее центре церковь была разрушена в 1870 году - сейчас о ней напоминает лишь чумной столб, однако остальные старые здания, охватывающие этот квадрат брусчатки со всех сторон, сохранились во всем великолепии. Главный ориентир - Dum z panu Lipe с декоративным фасадом эпохи Ренессанса, украшенным в технике сграффито (добавлен, правда, уже в 1938 г.). Сейчас внутри торговый центр, но с панорамной платформы (vyhlidkova terasa) на крыше открывается прекрасный вид на Старый город, собор и Шпилберк.
Столь же колоритен дом Kleinuv palac, построенный около 1848 года в стиле неоренессанса Теофилом Хансеном, датским архитектором, спроектировавшим множество прекрасных зданий на венской Ringstrasse. Напротив возвышается чуть более скромный Dum u ctyr mamlasu (в вольном переводе - "Дом у четырех болванов", имя ему дали четыре атланта, украшающих фасад и одновременно как бы удерживающих и само здание, и свои набедренные повязки), принадлежавший одному из самых богатых еврейских промышленников Брно XIX столетия. А в северо-западном углу площади возвышается построенное в 1930-х здание Moravska banka (сейчас - Komercni banka), спроектированное Арноштом Вайзнером и Богуславом Фухсом.
Ясно видимая севернее namesti Svobody колокольня Расинова является частью позднеготической церкви Святого Якова (sv Jakub) с её характерным куполом и высоким шпилем. Храм строился на средства местных бюргеров аж два столетия и был закончен в XVI веке. Созданная в 1526 году кафедра проповедника стоит особенного внимания из-за изящных резных сцен Писания. Неподалеку, на углу улиц Minoritska и Janska, возвышается миноритский костел (Minoritsky kostel) - возможно, самая прекрасная архитектурная работа братьев Гримм. Правая дверь ведет к главному позолоченному нефу, интерьер которого считается лучшим образцом стиля барокко в городе, а высоко расположенные фрески выполнены в довольно необычном стиле. Связанная с церковью двойными дверями в северном нефе красивая часовня славится статуями распятого Христа и разбойников, как бы взирающих на посетителей от галереи выше, а также Лоретанской капеллой (Loretanska kaple) с великолепным интерьером, как бы подчеркивающим статую Черной Мадонны с младенцем. Также недалеко находится одна из самых красивых городских построек XIX столетия - театр Магена (Mahenovo divadlo, 1882 г.), кроме своих великолепных интерьеров известный еще и тем, что это был первый театральный комплекс Австро-Венгерской империи (и один из первых в мире!), оснащенный электрическим освещением.
Также обязательно стоит увидеть церкви Святого Томаша (XIV-XVII вв.), Святого Яна (XIV-XVIII вв.), готическую Старую ратушу (Stara radnice XIV-XVI вв.) c выходящей на улицу Radnicka аркой (здесь находятся легендарные городские реликвии - тележное колесо и закрепленный на двух цепях "Брненский дракон", который на поверку оказывается крокодилом) и кривым шпилем, Новую ратушу (XVI-XVII вв.), августинский монастырь (XVI-XIX вв., именно здесь работал основатель генетики Грегор Мендель), Оперный театр, комплекс международной промышленной ярмарки и знаменитую работу немецкого архитектора-модерниста Людвига Миса ван дер Роэ, внесенную в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО - виллу Тугендгат (Villa Tugendhat, 1928-1930 гг.) в северо-восточном пригороде Черна-Поле (Cerna Pole).
Самым крупным художественным собранием Брно и одним из лучших в стране считается Моравская галерея (www.moravska-galerie.cz), охватывающая все виды искусства на протяжении почти 11 веков. А наиболее "универсальная" коллекция находится в Музее художественных промыслов (Umeleckoprumyslove muzeum, UPM) в квартале Гусова (Husova), который образует западный предел Старого города. Чуть дальше от центра находится также водящий в комплекс Моравской галереи дворец Prazakuv (XIX в.) работы Теофила Хансена - теперь здесь размещается превосходная постоянная коллекция чешского искусства XX столетия. Третье здание комплекса - Mistodrzitelsky palac, прежнее место жительства губернатора Моравии, первоначально построенное как августинский монастырь в восточном конце Йостовы (Jostova). Во времена ЧССР здесь размещался Рабочий музей, а сейчас постоянно проходят временные выставки, дополняющие маленькую постоянную экспозицию работ в стиле барокко и готики.
Западнее главной площади можно обнаружить Епископский дворец (Biskupsky dvur), который, наряду с соседним дворцом Дитрихштейна (Dietrichsteinsky palac), комплексом "Менделианум" и крытым павильоном "Антропос", сейчас отдан под экспозицию Музея Моравской земли (www.mzm.cz). Здесь содержится внушительное собрание археологических находок со всего региона (в "Антропосе", например, хранится знаменитая "Венера из Вестонице", чей возраст оценивается аж XXVIII тысячелетием до новой эры!), а также обширная историческая коллекция, посвященная Великой Моравии. Чуть севернее Kapucinske namesti раскинулась площадь Zelny trh (буквально - Капустный или Зеленый рынок), в центре которой возвышается фонтан Парнас (XVII в.) работы Фишера фон Эрлаха - автора проектов венского дворца Шёнбрунн и дворца Клам-Галласов в Праге.
Также действуют Городской музей (Muzeum mesta Brna), отличный Технический музей (www.technicalmuseum.cz), Музей романской культуры, комплекс галерей культурного центра города Брно, некоммерческий выставочный центр имени Ванниека на территории тщательно отреставрированного загородного особняка Митровских (бывший завод "Ваньковки", сейчас здесь хранится частная коллекция Ричарда Адама и работы молодых мастеров), обширный комплекс "Выставиште" (построен для размещения экспозиции выставки современной культуры в 1928 г.) юго-западнее городского центра и так далее.
Одной из визитных карточек города является замок Шпильберк (www.spilberk.cz), венчающий лесистый холм западнее Гусовы и едва видимый сквозь деревья. Этот зловещий приземистый комплекс начал свое развитие в XIII веке как обычный форт и век за веком расширялся - в XIV столетии он становится резиденцией моравских маркграфов, в 1670 году превращается в тюрьму для уголовных преступников, которую, впрочем, быстро переделали под политическую. Здесь содержались заключенные из всех земель, входящих в состав империи Габсбургов (отсюда и термин "тюрьма народов", навечно закрепившийся за этим комплексом), в конце XIX века сюда возвращаются военные, но во время Второй мировой нацисты размещают в его стенах тюрьму гестапо. Лишь в 1960 году комплекс перешел в собственность Музея города Брно, хотя еще в 1952 году был провозглашен национальным культурным достоянием Чехии.
Казематы замка до сих пор открыты для посещения (с мая по сентябрь с четверга по воскресенье, с 9:00 до 18:00; с октября по апрель - с 9:00 до 17:00, вход - 60 CZK) - попасть сюда можно через отдельный вход под восточными воротами. Здесь сохранены все атрибуты этой ужасной тюрьмы вплоть до так называемых "темных ячеек" в северном крыле, в которых узников приковывали цепями за шею и руки, месяцами держа в полной темноте на хлебе и воде. При посещении Шпильберка следует обязательно взять буклет со схемой подземелий, поскольку это настоящий лабиринт и заблудиться здесь проще простого. Также стоит посетить наблюдательную башню (rozhledna), считавшиеся "элитными" более светлые камеры верхних ярусов и, конечно, обширную экспозицию самого Городского музея, занимающего весь комплекс внутреннего двора.