Государство в Юго-Восточной Азии, расположенное на Филиппинских островах, протянувшихся с севера на юг в западной части Тихого океана. На севере граничит с Тайванем (пролив Баши), на юге с Малайзией (проливы Балабак и Алис) и Индонезией, с востока омывается водами Тихого океана, с запада - Южно-Китайского моря. Вся территория между филиппинскими островами занята многочисленными внутренними морями и проливами. Общая площадь страны 300 тыс. кв. км., площадь внутренних водных акваторий - более 1,8 тыс. кв. км.
В состав страны входит более 7,1 тыс. островов, из которых постоянно обитаемы около 1000, а более 2500 не только не населены, но и не имеют даже названия. Острова расположены тремя группами - северный остров Лусон и прилегающие острова, центральная группа Висаян (около 6 тыс. островов) и южный Минданао с окружающими островами.
Тропический морской и субэкваториальный, муссонный.
Выделяются три сезона, определяющийся муссонами: летний дует с юга и приносит высокую температуру, влажность и шторма. Северо-восточный зимний приходит с акватории Тихого океана, он значительно сильнее летнего, но приносимые им осадки по большей части выливаются на северные берега Лусона, Самара и Лейте.
Дождливый период длится с июня по сентябрь (температура +23-33°С, осадков более 1000 мм), прохладный сухой сезон - с октября по февраль (23-39°С, осадков до 400 мм), а жаркий сухой приходится на март-май (свыше +35°С, осадков не более 300-800 мм).
При этом средняя температура в любое время года составляет около +27°C (ноябрь и декабрь - самые прохладные месяцы в году, дневная температура в этот период держится в районе отметки в +28°C, а в предутренние часы на побережье может опускаться до +17°C), а влажность воздуха достаточно высокая круглый год (выпадет 1000-4000 мм осадков), август - самый \\\"сырой\\\" месяц в году. В горных районах всегда прохладнее, чем на побережье, зимой нередки даже заморозки.
С июня-августа по октябрь часты разрушительные тайфуны.
Около 86,3 млн. человек. Свыше 80% - филиппинцы (тагалы, висая, моро, илоки и др.), также проживают большие группы малайцев, китайцев и индусов.
Страна представляет собой цепочку вершин подводных гор, обрамляющих западный фас Филиппинского глубоководного желоба (один из самых глубоких в мире - 10 497 м.). Ландшафт страны преимущественно горный вулканический, сильно расчлененный, с узкой прибрежной низменностью (общая длина береговой линии страны более 58,3 тыс. км.). Цепь Центральной Кордильеры и связанной с ней хребтов (Сьерра-Мадре, Корабалло, Самбалес, Диуата и др.) пересекает всю страну в меридиональном направлении. Высшая точка - вулкан Апо (2 954 м.) расположена на юге острова Минданао. На территории страны расположено более 30 действующих и спящих вулканов, часты землетрясения и оползни.
Приблизительно половина территории страны интенсивно используется под разведение сельскохозяйственных культур. Около одной трети по-прежнему занята обширными тропическими лесами, испытывающими мощное антропогенное воздействие. На территории Филиппин обитает более 1 тыс. разновидностей птиц и животных (но почти нет крупных млекопитающих), более 10 тыс. разновидностей деревьев и кустарников, а окружающие страну моря славятся обилием ихтиофауны.
Официальный - филиппинский (тагальский или тагалог, более 600 диалектов), но практически все филиппинцы владеют английским в той, или иной степени, причем вне связи с туризмом. Дело в том, что из-за многочисленных диалектов тагальского, жителям разных провинций проще общаться меж собой по-английски. Кроме того, на английском ведется немалая часть делопроизводства.
Большинство верующих христиане-католики (83%) и протестанты (9%). Филиппины - единственная страна Азии с преобладанием христианства. Южный остров Минданао населен преимущественно мусульманами, составляющими от 7 до 10% общего населения Филиппин, но до 70% населения Минданао.
Филиппины имеют развитую культуру, сформировавшуюся под иностранным влиянием в сочетании с местными элементами. Сегодня только мусульмане и некоторые изолированные племена являются единственными, чья культура остается не подверженной влиянию испанской или американской.
Хотя традиционный театр, литература и кундиман (любовные песни) до сих пор занимают определенное место в культуре страны, туристы предпочитают посещать конкурсы красоты, мыльные оперы, энергичные и сентиментальные филиппинские фильмы и концерты местных групп, в совершенстве имитирующих западные популярные мелодии.
Около 10 % филиппинцев (так называемые культурные меньшинства или племенные филиппинцы) сохраняют свою традиционную культуру. Существует 60 этнологических групп, от бадахо на архипелаге Сулу (морские цыгане) до племени охотников калинга на севере Бонтока.
Филиппины - единственная христианская страна в Азии. Около 90% населения придерживаются христианской веры. Самая крупная из других религиозных групп - мусульмане, которые живут, в основном, на о.Минаданао и на архипелаге Сулу. Есть также независимая церковь Филиппин, небольшое количество буддистов и небольшое количество анимистов.
География и история Филиппин привела к многообразию языков, в общей сложности в стране 80 диалектов. Концепция национального языка выработалась после Испано-американской войны в 1898 году, а тагальский (или тагалог) был провозглашен национальным языком в 1936 году. Были и другие варианты, например, себуано, хилигайнон и илокано. Компромисс был достигнут в 1973 году, когда филиппинский был провозглашен национальным языком. В основе его лежит тагальский (или тагалог), но в него включены немногочисленные элементы других филиппинских языков. Несмотря на это, английский остается языком политики и коммерции на Филиппинах.
Доступ к интернету можно получить в многочисленных интернет-кафе по всей стране. Доступ обеспечивается провайдерами Cyber Space, Internet Manila и Inter.net Phillipines Inc. В большинстве отелей имеется wi-fi интернет, но нередко за дополнительную плату. При этом, качество соединения может варьироваться от очень быстрого до очень медленного, при котором сложно даже проверить электронную почту. Во многих отелях интернет имеется только на первом этаже, но не в номерах. Средняя стоимость платного интернета в отелях относительно высока, до $2 в час, поэтому, если турист планирует работать в сети из отеля, ему следует внимательнее подойти к выбору места проживания.
Сотовая связь стандарта GSM 900/1800 интенсивно развивается по всей стране. Наиболее крупные операторы - Smart Communications, Digitel и Globe Telecom. Роуминг доступен абонентам крупных российских операторов. Охват ограничен Манилой и другими крупными городскими областями, но быстро расширяется и достаточно недорог (около 20 песо за минуту). Для выхода с городского аппарата на сотовую сеть набирается код 63-9X, 10X, 14X, 90X, 912X или 915X-918X. На многих отдаленных островах кроме сотовой связи нет более никаких средств коммуникации.
Уровень развития внутренней телефонной связи в стране достаточно высок. В то же время в большинстве мелких городов междугородные переговоры осуществляются только через оператора, а многие небольшие острова (Сабтанг и др.) и вовсе не имеют телефонной связи с остальной территорией страны (кстати, часто в таких местах отсутствует даже электричество) и для связи с ними используются спутниковые каналы, что, естественно, очень недешево.
В крупных городах многие уличные телефоны оборудованы для прямого выхода на междугородные и международные линии. Для звонка с такого аппарата необходимо нажать на телефоне кнопку IDD или цифру 9, а затем вводить код страны вызова, код города и номер абонента.
Международный код страны - 63. Исходящий международный код - 00. Коды некоторых городов: Манила и Кесон-Сити - 2, Багио - 74, Баколод - 34, Батангас - 43, Боракай - 36, остров Бантаян - 32, Кагаян-де-Оро и Камигин - 88, Давао - 82, Дагупан - 75, Замбоанга - 62, Илоило - 33, Котабато - 64, Лаоаг и Виган - 77, Легаспи - 52, Лусена и Мариндуке - 42, Малолос - 97, Нага - 62, Олонгапо и Субик - 47, Пуэрто-Галера - 43, Пуэрто-Принсеса - 48, Сан-Пабло - 93, Сан-Фернандо (Ла-Унион) - 72, Сан-Фернандо (Пампанга) - 45, Сан-Хосе - 46, Себу - 32, Таклобан - 53. В пределах страны для междугороднего звонка к коду города необходимо добавлять ноль (Манила - 02).
Все виды пассажирского транспорта представлены на Филиппинах: авиаперелеты, поезда, паромы, автобусы. С учетом того, что страна представляет собой архипелаг из сотен островов, паромы чрезвычайно популярны.
В стране проложено около 202 тыс. км. автодорог, из которых 161 тыс. км. приходится на крупные острова (Минданао, Лусон и группа островов Висаян). Движение правостороннее.
Многочисленные дорожные пробки заставляют тщательно планировать передвижение по стране, особенно по Маниле и другим крупным городам. Местные водители не отличаются особенным почтением к ПДД, но все же по сравнению с соседями по региону выглядят в этом аспекте вполне благопристойно.
Междугородные автобусы - главное сухопутное средство передвижения по стране. Автобусное сообщение достаточно регулярное и дешевое, но скорость передвижения машин очень невысока, особенно в окрестностях столицы. Некоторые линии связывают между собой пункты на разных островах - в таком случае в стоимость билета входит плата за паромы, после которых обычно пассажиров пересаживают в другой автобус. Многие водители останавливаются по требованию как для посадки, так и для высадки пассажиров.
Большинство островов связано между собой интенсивным паромным сообщением и многочисленными катерами на подводных крыльях и лодками. Суда среднего тоннажа с достаточно современным оборудованием соединяют главные порты острова. Крупнейшие паромные компании имеют свои сайты с возможностью онлайн бронирования билетов посредством кредитных карт: Cebu Ferries (www.cebuferries.com), Negros (www.negrosnavigation.ph), Elgreco (www.elgrecomanila.com).
В то же время, многие небольшие паромы местных линий находятся в ужасающем техническом состоянии. Рекомендуется брать дешевые билеты, так как кондиционеров на судах обычно нет и во внутренних помещениях стоит удушающая жара (к тому же в случае аварии просто безопаснее находиться на верхней палубе). Иногда бывает наоборот - работающие на полную мощность кондиционеры в каютах способны застудить даже привычного к холоду жителя северных широт. Также связь между многими островами осуществляют \\\"морские джипни\\\" - небольшие моторные лодки с балансирами \\\"бангка\\\".
Столица страны имеет достаточно протяженную сеть городских автобусов (в том числе двухэтажных \\\"дабл-деккеров\\\"), обслуживаемых компанией \\\"Метро Манила Транспорт\\\" и множеством частных перевозчиков. Легкие электрички \\\"Метрорэйл\\\" (MRT) соединяют северную (терминал Калоокан) и южную (Бакларан) части города. Поезда обычно переполнены, но обеспечивают более быстрое перемещение, чем автобусы.
Подавляющее большинство пассажироперевозок по столице осуществляется оригинальным местным видом транспорта - так называемыми \\\"джипни\\\". Это открытые американские джипы времен Второй мировой войны, раскрашенные местными водителями в самые невообразимые цвета, и осуществляющие функцию маршрутных такси (только в столице их более 35 тыс. штук). Стоимость проезда в этом экзотическом виде транспорта обычно не превышает $10 за поездку через весь город, поэтому они пользуются огромной популярностью как у туристов, так и у местных жителей.
Трехколесные велорикши и мотоциклы с пассажирскими колясками - ещё более дешевая альтернатива городскому транспорту при поездках на короткие расстояния. Можно воспользоваться услугами микроавтобусов (\\\"эф-экс-фургонс\\\"), которые следуют по определенным маршрутам и отправляются по мере заполнения салона, а также двухколесными конными повозками \\\"калесас\\\" или \\\"тартанильяс\\\", которые распространены в Маниле, Вигане и Себу.
Метро Манилы (LTR) имеет три линии, но только одна из них, жёлтая, пересекающая город с севера на юг, будет актуальная для туриста. Все основные достопримечательности Манилы, плюс автовокзалы, ж.д вокзал и даже аэропорт - все это находится по-близости от той, или иной станции. Другие две линии связывают центр Манилы со спальными районами. Метро функционирует с 5 утра до 22:00 ежедневно, стоимость проезда всего $0,15-0,20 в зависимости от зоны. Для проезда приобретается пластиковая карточка, она \\\"заряжается\\\" в кассе на нужное число поездок.
Распространены повсеместно, причем как стандартные седаны, так и маленькие японские автомобили, которые здесь называют \\\"пу-кабина\\\". Стоимость проезда на такси составляет около 25-30 песо за км. Поезда из центра Манилы в аэропорт составит 300-350 песо.
Многие машины не оборудованы счетчиками, а водители, зачастую, непомерно завышают цену проезда. Столичные таксисты редко сдают сдачу, поэтому при себе рекомендуется иметь как можно больше мелких купюр. Категорически не рекомендуется брать такси из аэропорта в город, поскольку, как и в любой стране третьего мира, на Филиппинах есть понятие \\\"прикормленный таксист\\\". Почти гарантированно туриста ждет сильная переплата, а нередко - обман и обсчет. Практичнее взять либо шаттл, развозящий пассажиров по их отелям, либо отойти от здания терминала и поймать уезжающее из аэропорта городское такси.
В стране действует только одна пассажирская железнодорожная линия от Манилы через Нага к Сан-Фернандо, Легаспи на севере и Албай на юге (всего в стране 897 км. железных дорог). Компания \\\"Национальные Железные дороги Филиппин\\\" поддерживает на этом направлении регулярное пассажирское сообщение (3 поезда в день). Подвижной состав достаточно старый, скорость невысока. Официальный сайт железных дорог отсутствует, но есть официальный блог на Фейсбуке (www.facebook.com/pnrailways) с актуальными расписаниями и тарифами.
Офисы по аренде автомобилей повсеместно доступны в Маниле и в других крупных городах. Минимально разрешенный возраст для оформления аренды - 18 лет, но в крупных, \\\"брендовых\\\" компаниях от 21-23 лет. Необходимы одновременно международные и национальные водительские права. Прежде чем брать машину в прокат, туристу рекомендуется как следует взвесить, насколько он будет способен адаптироваться к местным тонкостям вождения. Филиппинцы не отличаются уважением к правилам дорожного движения, состояние многих автодорог (исключая основные трассы) оставляет желать лучшего, в сельской местности много пасущегося скота, тракторов, велосипедистов, просто идущих про проезжей части людей. Филиппинская дорожная полиция весьма коррумпирована, и ряд туристов имели с ними проблемы по явно \\\"надуманным\\\" нарущениям ПДД.
Филиппинская кухня представляет собой сложное сочетание испанской, малайской и китайской кулинарных традиций и, как везде в регионе, важнейшая роль здесь отводится рису. Белый отварной рис есть на столе всегда, считается, что он заменяет собой хлеб, который здесь почти не используется. Повсеместно предлагают жареный рис \\\"морискета тостада\\\", всевозможные виды отварного риса с чесноком, специями, с креветками и кусочками мяса, рис в кисло-сладком соусе, жареный рис с \\\"адобо\\\", клецки из рисовой муки \\\"сиомай\\\", рисовая каша с кусочками отварной курятины \\\"арроз кальдо\\\", многочисленные блюда из риса, заимствованные из китайской кухни и т. д. Китайская лапша \\\"пансит\\\" со всевозможными добавками (мясо, рыба, морепродукты, кусочки курицы и т. д.) и соусами, наряду с рисом, также является популярным повседневным блюдом.
Салатов в филиппинской кухне практически нет, все подобные блюда чаще всего заимствованы из кухонь других стран, но овощей на столе много. В основном они потребляются целыми или как гарнир к мясным и рыбным блюдам, а также входят в состав сложных блюд с рисом и мясом. Зато всегда на столе кисло-сладкий соус, местная разновидность лимона \\\"каламанси\\\", жгучий перец \\\"лабуйо\\\", соевый соус и традиционный местный уксус, который в разных областях делают по своей уникальной рецептуре. Пищу готовят преимущественно на пальмовом масле и при этом не подвергают такой интенсивной тепловой обработке, как например в Китае.
Также в любом заведении страны можно отведать блюда французской, итальянской, ближневосточной, японской, тайской и вьетнамской кухни, во многие из которых местные повара привносят свой национальный колорит и ингредиенты.
Мясные блюда очень разнообразны, так как традиционные восточные мотивы именно в этих продуктах наиболее сильно подверглись влиянию испанских традиций. Характерными блюдами являются жареные цыплята \\\"тинола\\\", роскошная паэлья со свининой, курятиной, морепродуктами, ветчиной, колбасами и овощами, мясные рулеты \\\"моркон\\\" и \\\"эмбутидо\\\", сваренная в кислом бульоне свинина с овощами \\\"синиганг\\\", \\\"панкитмоло\\\" (запеканка из свинины, курятины и грибов с куриным или мясным бульоном), жареная курица с отварными овощами и соусом карри \\\"рийтафель\\\", знаменитый \\\"лечон\\\" - фаршированный и жаренный на углях поросенок, говяжий язык в ореховом соусе \\\"каре-каре\\\", традиционное тушеное блюдо \\\"адобо\\\" (маринованные в уксусе кусочки свинины и куриного мяса с чесноком, специями и рисом), суп из говяжьей кости с овощами \\\"булало\\\", фаршированный цыпленок или рыба \\\"рельено\\\", бульон из свинины (или рыбы) и овощей с индийскими финиками \\\"синиганг-на-бабой\\\", мясо волов и буйволов (\\\"карабао\\\"), традиционно зажариваемое на углях, и даже такие экзотические блюда, как вареное утиное яйцо с зародышем \\\"балуот\\\" или собачатина \\\"асо\\\".
При этом и морское расположение страны прослеживается в кухне очень явственно - блюд из рыбы и морепродуктов огромное количество: \\\"синиганга\\\" (приправленный фруктами бульон с моллюсками или креветками), паста из креветок \\\"пинакбет\\\", разнообразнейшая маринованная рыба, в том числе знаменитая макрель с уксусом, имбирем, луком и жгучим перцем в кокосовом молоке \\\"кинилоу-на-танквинке\\\", рыбные шарики с уксусом (часто нанизываются на палочки и обжариваются на углях), свежеприготовленная рыба \\\"эскабече\\\", достаточно экзотичный \\\"багонг\\\" (сброженные соленые креветки), всевозможные моллюски и рыба \\\"бангус\\\" - все это может считаться визитной карточкой местных поваров. К рыбным блюдам часто подают ломтики недозрелой папайи или каламанси, а также пряный соус, непременный рис и всякую зелень.
Заслуженным вниманием пользуются и различные кондитерские изделия - рисовые пирожные \\\"путо\\\" и \\\"бибинка\\\", булочки \\\"энсаймадас\\\" с сахаром и сыром, политые сладким соусом жареные бананы (в тесте и без), пироги с фруктами \\\"лече\\\", многочисленные открытые пироги с фруктами, местные плоды в сироп (кокосовые орехи, сантоль, гуава, манго и т. д.), оригинальные \\\"натилья\\\", \\\"йемас\\\", \\\"дольчес-де-наранья\\\", \\\"мембрильо\\\", \\\"торта-дель-рей\\\", десерт из кокосового молока и фруктов \\\"гинатаан\\\" и знаменитое мороженое \\\"хало-хало\\\" из овоща \\\"убэ\\\", представляющее собой смесь толченого льда с мякотью фрукта и сгущенным молоком.
Традиционными напитками являются всевозможные лимонады, кокосовое молоко \\\"буко\\\" и соки местных фруктов. Горячий чай пить не принято, обычно употребляют пьют холодный чай \\\"айс ти\\\" (часто его даже не заваривают, а используют растворимый чай фабричного производства). А вот кофе, в первую очередь его местный вариант \\\"барако\\\", пользуется гораздо большей популярностью.
Алкогольные напитки обычно представлены местным пивом, из многочисленных сортов которого наиболее известен \\\"Сан-Мигель\\\", первоклассным филиппинским ромом, своеобразным вином из сброженного кокосового молока \\\"туба\\\", пальмовым вином \\\"Ломбонак\\\" и всевозможными импортируемыми винами.
Филиппины — страна с колоритной и интереснейшей культурой, чему свидетельствуют многочисленные культурные достопримечательности и памятники древности. Приезжая на Филиппины, многие совершают различные экскурсии как по островам с их экзотической растительностью и разнообразием видов фауны, так и по морю.
Популярен здесь и пляжный отдых, Филиппинские пляжи обладают редкой природной привлекательностью, ценимой в большинстве стран мира. И поток туристов на Филиппины не иссякает, несмотря на все капризы климата этой страны.
Столица страны — Манила, помимо всех вышеперечисленных достоинств, обладает отличными возможностями для шопинга, поскольку коллекции одежды мировых торговых брендов продаются здесь по достаточно низким ценам. Лучшим районом для шопинга в Маниле является район Макати.
Кроме того, это страна, где чрезвычайно развит такой вид спорта и активного отдыха, как дайвинг.
Остров Себу позволяет любителям дайвинга полюбоваться уникальными подводными пейзажами, посмотреть вблизи на крупных морских животных. Наиболее популярные дайв-сайты: остров Пескадор, мыс Сааведра, а также мысы Коптон, Бас-Диот, Тонго, острова Бадиан, Кватро, Капитансильо и Гато.
Остров Боракай обладает 12 дайвинг-центрами, предлагающих гостям большое количество различных подводных путешествий. В их число входят подводные экскурсии по морю Сибуян, а также рифам, неподалеку от Панайи, погружения неподалеку от островов Таблас, Ромблон и Семирара. Во время подводных путешествий можно увидеть экзотические виды тропических рыб, а также различные виды кораллов
Остров Бохол славится своими кораллами, осматривать которые — большое удовольствие, оцененное множеством туристов. В этих местах можно познакомиться и с затонувшими судами, посетить подводные пещеры и тоннели.
Остров Миндоро обладает крупнейшим в стране дайвинг-курортом «Пуэрто-Галера». «Пуэрто-Галера» предлагает погружения на более чем 50 дайв-сайтах. Здесь комфортно как новичкам, так и опытным любителям дайвинга.
Остров Мактан интересен для дайверов неповторимым разнообразием, живущих здесь, морских обитателей. Наиболее популярные дайв-сайты: Коста-Белла, Дакит-Дакит, Кон-Тики, Маригордон, Бас Корал, Санта Роза, Хадсан и Лудо.
Остров Панглао предлагает очень комфортные условия для тех, кто впервые совершает погружения. Минимальные течения позволяют начинающим дайверам чувствовать себя спокойно. Популярностью пользуются такие дайв-сайты, как мыс Арко, Напалинг, Калипаян.
Остров Палаван — отличное место для тех, кто ценит уединенный отдых. На арендованной лодке отсюда можно добраться до рифа Туббатаха, ценимого дайверами, а также любителей дайвинга и снорклинга порадует бухта Хонда-Бей.