Королевство в Юго-Восточной Азии, на юге Индокитайского полуострова. На западе и северо-западе граничит с Таиландом (длина границы 803 км), на севере - с Лаосом (541 км), на востоке - с Вьетнамом (1 228 км), юго-западные берега омываются водами неглубокого Сиамского залива, в отором находится несколько принадлежащих Камбодже островов (Танг, Принг, Конг и другие).
Площадь страны - около 181 тыс. кв. км.
Тропический муссонный, жаркий и влажный. Четко выделяются два сезона: жаркое и влажное лето (с мая по октябрь-ноябрь) и сухая зима (с ноября-декабря по март-апрель). Средняя температура летом от +26 С до +32 С (максимум наблюдается в апреле-мае - до +35 С), зимой - от +22 С до +26 при минимуме в январе (от +23 до +25 С). В летний период, при очень высокой влажности, температура воздуха может достигать +35-42 С.
Осадков выпадает от 750 до 2000 мм. в год, с максимумом в период с мая по октябрь. Влажность воздуха круглый год держится в районе отметки 93%.
Около 13,6 млн. человек. Основные этнические группы - кхмеры (около 90%), вьетнамцы (около 5%), китайцы (около 1%), тайцы, чам-малай и др.
Практически вся территория страны представляет собой равнину, сформировавшуюся в результате аллювиальной деятельности рек долины Меконга и озера Тонлесап. Лишь на юго-западе страны, вдоль побережья Сиамского залива, расположены горы Кравань (Кордамоновые) и массив Дамрей (Слоновые горы), да на крайнем востоке и северо-востоке, вдоль границы с Вьетнамом, тянется гряда сильно эродированных гор Атаппы и др. Высшей точкой страны является гора Ораль (Фнум-Ораль, 1813 м.).
В центральной части страны, между озером Тонлесап и рекой Меконг, лежит обширная равнина, на которой приживает подавляющая часть населения страны. Обширные рисовые поля занимают почти всю долину, являясь основным сельскохозяйственным районом страны.
До середины 60-ых годов XX века более 75% территории страны занимали влажные тропические леса, населенные огромным количеством диких животных, включая слонов, тигров, леопардов, носорогов, несколько десятков видов обезьян, крокодилов, множество видов бабочек, пресмыкающихся и птиц. Однако к началу XXI века, в связи с неконтролируемой человеческой деятельностью, уцелело лишь 46% лесов. Вся остальная территория оказалась занята сельскохозяйственными культурами, в основном - рисом, а также превратилась в пустоши на месте вырубленных на древесину лесов. Крупные лесные массивы сохранились лишь на крайнем севере и северо-востоке страны, а также в горных районах.
Кхмерский, относящийся к мон-кхмерской группе австроазиатской языковой семьи. В крупных городах, в деловой и политической сфере, распространены также французский и английский языки.
Буддизм (около 95%), в основном местное население исповедует одну из ветвей буддизма - "теравада". Есть также католики и мусульмане.
За развитие культуры в стране ответственно Министерство культуры и изобразительного искусства. Культура Камбоджи имеет сильные индийские влияния, касающиеся языка, искусства и других элементов. Важным фактором, формирующим культуру, был также буддизм направления тхеравада, пришедший в эти земли в первые века нашей эры и широко здесь распространившийся. Помимо собственно кхмерской, культура страны включает также и культуру более 20 различных этнических групп, проживающих главным образом в горных и холмистых районах на северо-востоке страны.
Кхмерская архитектура достигла своего пика в период Ангкорской эры (IX-XIII века н.э). Хотя известны произведения, датированные еще V веком.
Сразу стоит отметить, что нам известны только религиозные постройки, так как светские жилища строились исключительно из дерева и не сохранились.
Архитектура VII-VIII веков представлена мало сохранившимися прасатами— одиночными святилищами, в которых уже прослеживается симбиоз кхмерской архитектуры и скульптуры. В дальнейшем тип архитектурных сооружений меняется: отдельные праcаты собирают в группы, ставят на постамент, обносят стенами, рвами и каналами. Типичный кхмерский монастырь— ват— представляет собой комплекс зданий, расположенных на территории, обнесенной стеной.
Вершиной кхмерского зодчества по праву считается Ангкор Ват, где только территория самого храма занимает площадь 1000x850 метров.
В конце XIX века камбоджийская архитектура попадает под влияние Европы, что выражается в строительстве домов европейского типа, но все же с традиционными местными элементами. В это время были созданы Королевский дворец и Серебряная пагода в Пномпене.
Сегодня сельские дома построены на высоких деревянных сваях (если семейство может позволять себе это), крыши покрыты соломой, на полу циновки, сделанные из пальмы, а полы — из ткущихся бамбуковых полос, опирающихся на бамбуковые балки. Теневое место используется для отдыха жителей или хранения пищи. Более состоятельные семейства строят здания с деревянными стенами и плиточными крышами, но конструкция остается той же.
Французское господство оставило после себя красивые виллы и правительственные здания, построенные в неоклассическом стиле. Многие здания столицы построены в неоколониальном стиле.
В камбоджийских храмах сохранились надписи 7 в. н. э., где упоминаются имена танцовщиц, певцов, музыкантов. Искусство танца в Камбодже считалось священным; на барельефах храмов танцовщицы часто изображались в виде небесных дев-апсар. Сохранились также настенные изображения музыкантов и шутов-скоморохов.
В современной Камбодже существуют три главных вида театральных представлений: камбоджийский Королевский балет (основная форма театральных представлений),
театр теней и народный театр.
Труппа Королевского балета использует традиции средневекового балета Камбоджи периода Ангкора, исчезнувшего вместе с ангкорской культурой в 15 в. и возродившегося лишь век спустя в Сиаме (в течение последующих столетий назывался сиамским балетом). Исполнителями этого балета в то время были представители народности таи в национальных костюмах. Танцы сопровождались хоровым пением. Тексты хоровых баллад исполнялись на тайском языке. В начале 20 в. был введён в употребление кхмерский язык. Основой сюжетов представлений камбоджийского балета являются древние легенды и сказки (в т. ч. сиамские и яванские). Популярен камбоджийский вариант эпоса "Рамаяна", камбоджийская сказка о принце Преах Санг, который пожертвовал красотой ради бедных и обездоленных и стал безобразным существом Нгос. Известно около 30 традиционных сюжетов представлений. В последнее время делаются попытки внести в танцы элементы современности.
Представление камбоджийского балета состоит из ряда отдельных хореографических эпизодов. В оркестре (пипхат) - 10 музыкантов (исключительно мужчины), которые играют на народных инструментах (сралайдеревянная флейта высокого тембра, сампхо - барабан, помещаемый на коленях, скортхомл - большой барабан, обтянутый буйволиной кожей, ронеат - своеобразный ксилофон, ронеат тхунг - ксилофон с более низким звучанием, ронеат дек - ксилофон с металлическими клавишами, конг тхом - ударный инструмент, состоящий из шести бронзовых цимбал, по которым ударяют деревянным молоточком, и др.). В пении хора, сопровождающего танец, излагается сюжет сценки. Хор состоит из женщин, которые сидят на циновках около оркестра. Во время оркестровых пауз солистка сообщает содержание очередного отрывка. Хор в унисон повторяет во время действия эту мелодию и слова. Одна из хористок отбивает ритм двумя палочками, ударяя их друг о друга.
В Камбодже существует Королевская школа танца, куда принимают детей с 7-летнего возраста. Искусству танца обучают опытные танцовщицы ("кру-локкон"). Камбоджийские танцы традиционны. Каждый жест имеет определённое символическое значение (открытая ладонь, четыре пальца, прижатые друг к другу, и согнутый большой, касающийся основания указательного, - означает торжество победы; тот же жест, но с отведённым в сторону большим пальцем символизирует удивление, сосредоточенность или молитву и т. д.). Основная позиция камбоджийского танца - прямой корпус, слегка откинутый назад, голова неподвижна, ноги согнуты, колени разведены широко в стороны, ступни вывернуты наружу, пальцы ног изогнуты вверх, ладонь загнута под прямым углом к руке, а рука резко переломлена в локте. На этой позиции основаны все позы и движения танца Камбоджи. Строгим правилам подчинено сценическое движение. Оно редко проходит по прямой линии. Танцовщицы движутся с согнутыми коленями, вывернутыми ступнями, в то время как руки, находясь в основной позиции, движутся вперёд и назад, как при ходьбе. Длина шага определяется длиной ступни: пятка приставляется к носку. Все роли исполняются женщинами.
В труппе есть только 2 танцовщика-мужчины, исполняющие роли демонов, шутов и зверей. Костюмы яркие и живописные. Каждый герой спектакля носит определённую маску (Брахма появляется в жёлтой маске с 4 лицами, Индра - в зелёной маске, Лакшмана - в золотой и т. д.). Женские роли исполняются без масок, лицо покрывается густым белым гримом, на котором выделяются ярко наведённые кармином губы и чёрные брови. Камбоджийский королевский балет является придворной труппой. Выступления для широкого зрителя организуются обычно по праздникам. Во многих городах Камбоджи создавались труппы, подражавшие Королевскому балету, но они не сохранились. Балет Камбоджи гастролировал во Франции (1908), в КНР и Югославии (1950). Среди лучших танцовщиц - Нам Сой Санхвеум (в настоящее время ведёт педагогическую деятельность).
Театр теней (Нанг сбек) обычно даёт свои представления в пагодах во время религиозных праздников.
Фигуры кукол изготовляются из оленьей кожи, подвергнутой специальной обработке. Эти прозрачные фигуры, выкрашенные в красный или зелёный цвет, отбрасывают на экран цветные тени. Куклы изображают воинов, героев (на фоне пейзажа), рисунок их строго традиционен. Фигуры закрепляются на двух высоких шестах, с помощью которых их передвигают перед экраном. Сюжеты спектаклей теневого театра берутся из Рамаяны. Движение теней сопровождается рассказом актёра, находящегося за экраном.
Самые давние упоминания о нем встречаются в «Махабхарате» и «Рамаяне» — древнеиндийских эпосах. Известно также, что первые театры теней возникли в Индии, Китае и Индонезии. Первые записи о существовании китайской разновидности этих театральных представлений относятся к 1000 году до н.э., хотя исследователи уверены, что они существовали гораздо раньше. Так, в Поднебесной хорошо известна легенда о китайском императоре Ву Ту, жившем в 121 году до н.э. При его дворе выступал некий волшебник, воскрешавший на сцене душу умершей, но по-прежнему горячо любимой правителем жены.
Театр теней ведет свое происхождение из религиозного культа, иначе чем объясняется тот факт, что в наши дни индонезийские актеры этих театров перед началом представления совершают обряды подношения богам, а некоторые из них вообще имеют статус жрецов? Их принято приглашать на такие события, как рождение детей, кремация и даже на церемонии освящения храмов.
Но современные театры теней, преимущественно, конечно, в странах Азии и Ближнего Востока, и по сей день продолжают оставаться верными традиционным, пришедшим из глубин веков, сюжетам, связанным с национальным эпосом и фольклором. Представление театра теней — это весьма впечатляющее зрелище, в котором повествование ведется с помощью динамических картин, изображения которых проецируются на экран плоскими фигурами, управляемыми артистами посредством палочек или нитей, прикрепленных к сочленениям «действующих лиц».
Самые, пожалуй, изящные фигуры изготавливаются в Китае. Их вырезают из мягких и податливых ослиных шкур. Такие куклы, высотой 33 см, состоят из 11 частей — эта техника изготовления также проверена веками и является традиционной. Большой экран длиной 8 метров выполняется из смородиновой бумаги, после чего натягивается на бамбуковый каркас и поднимается над землей на высоту полтора метра. В спектакле, как правило, принимают участие несколько актеров и музыкантов. Представление, в зависимости от развития сюжета, сопровождают мелодичные звуки флейты, экспрессивные россыпи барабанной дроби и тихие, а порой и жалобные рулады двухструнной скрипки.
В Китае ученые насчитали около 200 000 разновидностей персонажей театра теней. Некоторые из них, например Принцесса и Дракон, не меняются веками. Хотя наиболее популярными и массовыми на сегодняшний день считаются китайские и яванские театры теней. Не менее интересные разновидности этого древнего искусства существуют также в Таиланде и Камбодже.
Еще в 1996 году на заре возникновения детского театра, созданного в рамках специальной культурно-просветительской программы, в него вошли 30 детей с окраин Сиемреапа. За время его существования было поставлено и сыграно немало спектаклей, представляющих собой поучительные, но увлекательные сказки и басни, которые дают зрителям надежду на наступление лучших времен.
Создатель Малого театра теней Иет Ки Амрин, являющийся директором Центра развития кхмерского народного искусства, рассказывает, что «представления театров теней были популярны на всей территории Камбоджи начиная с XI века. Но если спектакли Большого театра теней проходили в основном при императорском дворе, то Малый имел традиционно более скромный характер, что делало его крайне популярным среди простого народа».
Большой популярностью в Камбодже пользуется представления народного театра. Они разыгрываются бродячими труппами, состоящими обычно из двух исполнителей, без костюмов и декораций. Представления состоят из коротких сценок, родственных средневековому европейскому фарсу. Они строятся на импровизации, остроумном диалоге. Исполнители прибегают к шаржу, буффонаде. Большое место в спектакле отводится пению. Наряду с фарсами ставятся легенды и сказки, в которых действуют принцессы, переодетые принцы, волшебники и великаны. Фантастика и героика перемежаются с грубоватыми комедийными эпизодами. Для камбоджийской драмы характерна идея "кармы" - действительная жизнь человека трактуется как результат поступков в его прошлых воплощениях.
Во многих городах существуют постоянные труппы народного театра (театры в Пномпене, Сием-Реапе и т. д.). Спектакли, дающиеся в больших павильонах, собирают много зрителе.
В начале 50-х гг. в Пномпене была предпринята попытка создать современный театр. Был создан Новый театр, в котором играли любители. Здесь ставились вольные импровизации на темы пьес Шекспира, Расина и западных драматургов. Спектакли давались и в окрестных деревнях, где в качестве сценической площадки использовался кузов грузовика. Особой популярностью пользовалось короткое (30 мин.) представление на тему "Венецианского купца". Театр просуществовал недолго. После получения Камбоджей независимости Министерство образования создало в конце 1955 Государственный драматический театр. В труппу театра были привлечены преподаватели средних школ, проявившие себя в кружках самодеятельности. Театр ставит своей целью создание современной драмы. В нём идут пьесы, рассказывающие о жизни студентов, работников искусства, о борьбе против коррупции, о принципах мирного сосуществования. Пьесы пишут работники театра. Для поощрения развития драматургии правительством учреждена специальная премия в ежегодном литературном конкурсе им. Суттанкак Притьхеа Иун. В 1958 её получил молодой драматург Менг Срун за пьесу "Ошибки века".
Кхмерская традиционная музыка, как и танцы, восходит к временам древней Кхмерской империи и имеет заметные индийские влияния.
Интернет в Камбодже развивается стремительными темпами. Сетевые услуги предоставляет провайдер OnlineCOM. Интернет-кафе в Пномпене и других крупных городах есть повсеместно. Во многих городах компьютеры, подключенные к сети, можно найти в отелях, ресторанах, кафе, и даже просто на рынке. Стоимость подключения составляет от $3-4 за час в Пномпене до $9-12 в провинции.
Система мобильной связи использует стандарт GSM 900\1341800 и охватывает только Пномпень и другие крупные города. Главные операторы - Cambodia Shinawatra, CamGSM (MobiTel - www.mobitel.com.kh) и Samart (Hello GSM). Роуминг с местными операторами есть у МТС, Билайна и Мегафона.
Система связи в стране достаточно устаревшая, модернизация идет медленно. Автоматическая международная связь развита слабо, звонки за рубеж можно осуществить только из отеля, с почтовых отделений или с переговорного пункта (в ряде случаев это просто ларек с телефоном). В последнее время на улицах столицы стали появляться редкие пока общественные телефоны-автоматы, с которых можно позвонить в провинцию или за рубеж. Телефонные карты "Phonecards" продаются в почтовых отделениях, гостиницах и универсамах. Стоимость международных звонков в Пномпене составляет от $3 в минуту, в выходные и праздничные дни действует скидка в 20%, в провинции же цена выше как минимум в 1,5-2 раза.
Международный телефонный код страны - 855. Коды некоторых городов: Пномпень - 23, Баттамбанг - 53, Кампонгспы - 25, Кампонгчнанг - 26, Кампот - 33, Кампончгтхом - 62, Кахконг - 35, Краче (Кратье) - 72, Поусат - 52, Свайриенг - 44, Сиемреап - 63, Сиануквиль - 34, Стынгтраенг - 74.
Для внутренних прямых звонков междугородных звонков перед кодом города набирается 1211-5, а для международных - 1201-5.
Внутренний транспорт в Камбодже представлен самолетами, автобусами, маршрутными мини-бусами и поездами. С поездами ситуация не до конца очевидна: уже год "временно" прекращено пассажирское сообщение между Пномпенем и Сиам-Рипом.
Городской транспорт представлен автобусами, такси, мопедами, моторикшами и велорикшами. Автобусы функционируют исключительно в крупных городах, такси развито слабо из-за низкого уровня жизни населения и неспособности основной части горожан оплачивать его услуги. Таким образом, самый популярный вид городского транспорта - мопеды (на которые садится до четырех пассажиров!) и моторикши, представляющие собой тележки с двумя рядами сидений, прицепленные к мопедам.
Камбоджа имеет порядка 600 километров железнодорожных путей и три основные линии, исходящие из Пномпеня. Первая линия ведет к городку Пойпет на границе с Таиландом через Баттамбанг и Сисофон, вторая - к морскому порту Сиануквилль на юге страны, и третья - во вьетнамский Хошимин. Вплоть до прихода к власти Красных Кхмеров в 1975 году пассажирское сообщение функционировало на большей части линий. Затем из-за сильных разрушений, связанных с войной, железнодорожное сообщение прекратилось, и затем в 1980 году было частично восстановлено. В настоящее время формально существует еженедельный поезд из Пномпеня в Баттамбанг, но его расписание изменчиво, а время в пути непредсказуемо.
Национальная кухня и похожа, и одновременно не похожа на традиции соседних стран. Можно сказать, что камбоджийцы едят все! Все что ползает и летает, все что растет и плавает, все что цветет и семенит ножками. И это не преувеличение - в ход здесь идут жареные с солью и чесноком пауки "а-пинг", жареные кузнечики и всевозможные жуки, сырое мясо змей и их внутренности, личинки насекомых и зародыши птиц, вяленые каракатицы и жареные мелкие птицы (вплоть до воробьев), побеги бамбука и ростки водных лилий, морские и пресноводные моллюски, всевозможные зерновые культуры (рис, ямс, просо, таро, саго, кукуруза, фикус и др.), а также множество овощей и фруктов, многие из которых просто не имеют имен в русском языке. Широко используются маринованные и квашенные овощи и фрукты, причем собирают их для обработки на разных стадиях зрелости, что придает конечному продукту совершенно феноменальный вкус.
Также, как и у соседей, основа камбоджийской кухни - рис. Он присутствует на столе всегда, везде и практически в любое время суток, чаще всего - в качестве гарнира. Но при этом готовят его несколько проще, чем в Таиланде или Вьетнаме, используют меньше специй и соусов, но зато больше растительного масла (ореховое, арахисовое, кокосовое, пальмовое и др.) и свежей зелени. Повседневными блюдами считаются жареный рис с различными травами, мясом, рыбой или морепродуктами "баича", который обычно сопровождается всевозможной зеленью и соусами, а также рис с соей и свининой "ун-сом-чро" и рис с бананами "ун-сом-че".
Не менее риса популярны лапша и макароны всех видов. Главное их применение - суп с лапшой, зеленью, мясом, рыбой или разнообразными морепродуктами "китеоу" или "китеву". Это повседневное блюдо широко используется за завтраком, его можно найти в любом ресторане или кафе. Но главное в нем - разнообразие вариантов. В суп камбоджийцы без всякой осторожности кладут все, что попадается под руку - от сушеной рыбы до улиток, от лапок лягушки (наследие французской колонизации) до яиц. Также повсеместно можно обнаружить все виды изделий из лапши, характерные для стран Юго-Восточной Азии - обжаренную рисовую лапшу, рисовую лапшу с рыбным соусом "тукчей", а также сотни видов лапши со специями. Молоко и молочные продукты здесь практически не используется в пищу, а вот сыры очень неплохи.
Мяса потребляется довольно мало, в основном это мясо птицы. Зато рыба и различные продукты из неё занимают на камбоджийском столе очень важное место. Самый популярный суп в стране - "самла-мачу-банле", делается именно из рыбы. Не менее популярны запеченная рыба с рисом "ном-трай", рыбное карри "амок" с соусом из кокосового молока, рыба на пару "дтрай-чорм-хой", жареная рыба "дтрай-аинг", кислый рыбный суп "дтрай-чин-ньюнг", фаршированная овощами рыба, всевозможные виды сушеной, копченой и вареной рыбы (предпочтение отдается пресноводным видам), рис с пастой из особым образом обработанной рыбы "прахок", запеченная рыба в листьях латука или шпината с рыбным же соусом, рыбные соусы "ныокмам" и "тукчей", а также всевозможные пасты из ферментированной рыбы - "нгапи", "нампла", "падек", "прахок", "мам-ка" и др. Французское влияние хорошо замечено на примере превосходного хлеба и булочек, которые выпекаются уже к раннему утру в небольших пекарнях, разбросанных обычно по всему населенному пункту.
Широко используются и овощи, но не в качестве основы для самостоятельных блюд, а в сочетании с мясом, птицей или рыбой в составе салатов, которые едят как холодными, так и горячими, но обязательно с каким-нибудь соусом. Местные салаты довольно оригинальны - обычно они готовятся из мяса или рыбы с различной зеленью (салатом, латуком, мелиссой, шафраном и т. д.) и растительным маслом. Часто в салат добавляют фрукты и свежие или маринованный овощи. А уж количество фруктов на столе просто не поддается описанию. Кроме таких широко известных видов, как арбузы, бананы, ананасы, папайя и манго, обязательно следует попробовать экзотический "дуриан" или "тураин" (правда запах у него просто ужасный!), гуаву, помело, рамбутан, саподилью, камэрин, мангостин, лонган и джек-фрут ("кханау"). На десерт, кроме фруктов, часто подают всевозможные фруктовые пудинги, пирожные "ансам-чрук", пироги "норн-бай" и "ном ком", печенье "фелай", пирожки и мороженое.
Излюбленные безалкогольные напитки кхмеров - "самронг" (настой семян одноименного дерева), сок сахарного тростника, сок пальмового дерева "тектнот" или кокосовое молоко "текдонг", содовая с лимонным соком, а также свежие соки или соки со льдом и сиропом. Своеобразный местный напиток "дтюк-ролок", изготовляемый из плодов и яичного желтка, неплохо утоляет жажду. Китайский зеленый чай употребляется повсеместно (часто он даже не включается в счет), а вот кофе здесь обычно не очень хорошего качества.
Местное пиво хоть и непривычно на вкус, но зато недорогое и вполне качественное. Лучшими сортами считаются "Лао", "Ангкор" и "Ален Делон", а также импортные "Тайгер" и "Хейнекен". Также выпускается местные сорта виски, но на вкус они достаточно своеобразны, и потому не пользуются популярностью у туристов. В крупных городах можно купить множество видов импортных алкогольных напитков.
Самую большую концентрацию пляжей и водных развлечений можно найти на крупнейшем морском курорте Камбоджи – Сиануквиле. Некогда обычный порт в Сиамском заливе, сейчас Сиануквиль обладает достаточно развитой туристической инфраструктурой и привлекает любителей пляжного отдыха.
По краям песчаных пляжей курорта раскинулись пальмовые рощи и скопления прекрасных ресторанов с мастерски приготовленными дарами моря. Среди самых популярных пляжей можно выделить Victory Beach, Ochheuteal Beach, Independence Beach, довольно безлюдный Otres Beach, находящийся во владении русских инвесторов Koh Poah и др.
Несмотря на меньшую, чем, например, в Тайланде, многолюдность местных пляжей, их чистота зачастую оставляет желать лучшего.
Активным отдыхом на море лучше всего заниматься на самом известном морском курорте Сиануквиле. Здесь гостям предлагают заняться дайвингом и сноркелингом, покататься на водных мотоциклах, а также порыбачить. Организуются интереснейшие путешествия по джунглям. Туристы могут повысить свой тонус в ходе занятий йогой и медитацией в буддийском монастыре над Сиануквилем.
Отличным местом для спортивной рыбалки считается также озеро Тонлесап, расположенное в западной части Камбоджи. Для подводного плавания также подходят юго-западные острова Ко-Самаи, Ко-Самот, Ко-Чан и Ко-Тотанг.
Хорошо развит в Камбодже велоспорт. Велосипед – самое удобное средство передвижения в Ангкоре и некоторых других городах страны. Его или небольшой мотобайк можно свободно арендовать.
Камбоджа славится огромным количеством исторических и природных достопримечательностей, скучать туристам здесь точно не придётся. Ангкор, Пномпень, Сиамриап и другие города предлагают интересные экскурсии по примечательным местам.
В камбоджийской столице Пномпене, за сотни лет своего существования несколько раз подвергавшейся разрушениям, сегодня сочетаются памятники древности и современные постройки. В лежащем у реки старом районе можно ознакомиться с комплексом Королевского дворца и его Тронным залом, побывать в павильонах Слона и Чан-Чайя, в Королевском казначействе и ажурном павильоне Наполеона III.
Чрезвычайно красивы «Серебряная Пагода» Пре-Вихер-Кео-Моракот с серебряными плитками пола и её золотая статуя Будды, а также статуя короля Нородома и Королевские сады. Площадь Сисоват-Квай известна тем, что именно здесь проходят выступления монарха, а в выходные отдыхают местные жители.
Интересно будет сходить к зданию Национального собрания и к интересному Памятнику Независимости, а также ступе короля Паньяба, являющейся самым высоким зданием в городе. Настоящей гордостью города является целый ансамбль храмов. Кхмерскую архитектуру представляет храм Ват-Пном, неподалёку расположены буддийская пагода, индуистский храм Тонле-Бати, целый храмовый комплекс Ват-Оуналом, являющийся центром буддизма во всей Камбодже, а также ещё одна пагода Ват-Ланг-Ка, храм Преа-Чау и пр.
Славится столица и своими музеями. В Национальном Музее находятся образцы чудом сохранившейся древней кхмерской культуры, археологические находки и многое другое. Глубокое впечатление оставит Музей Геноцида Туол Сленг, созданный в память об убийстве тысяч человек красными кхмерами в 1975 году.
К юго-западу от Пномпеня расположены горные цепи, широко известные под названиями Кардамоновых и Слоновых гор. Здесь лежит королевская летняя резиденция «Блэк-Палас» и «Старый дворец» с казино в нём.
Самое большое скопление древностей туристы обнаружат в бывшем когда-то центром кхмерского государства Ангкоре, который полностью входит в список мирового наследия ЮНЕСКО. Одним из древнейших храмов города является Пном-Бакхенг, который состоит из пяти ярусов и большого количества башен. Храм Ангкор-ват является одной из величайших культовых построек мира, а Ангкор-Тхом обозначает самый центр города.
Впечатляющим памятником можно назвать храм Байон с каменными изображениями лиц Будды с разных сторон здания. Очень древними можно назвать храмы Пре-Хан, Преак-Неак-Пеан, Та-Сом, Бантей-Кдей, а также храмы Бапхуоп и Пимеанакас. Можно посетить террасу Слонов и террасу Прокаженного короля, Ворота Победы и многочисленные каменные мосты.
Неподалёку от Ангкора находится комплекс Ролуос с его храмами Преах-Ко, Лолей и Баконг. А ещё неподалёку лежит Пном-Кулен на священной горе, который служит местом паломничества приверженцев буддизма. А в 30 км к северо-востоку от храма Байон, расположен уникальный Кбал-Спеан («Река тысячи лингамов»). Прямо из воды поднимаются громады каменных фаллических символов и скульптур богов.
Восточные районы Камбоджи значительно реже посещаемы туристами, но здесь есть самобытный город Кампонг-Чам и примыкающие к нему храмовые комплексы. В провинции Мондулькири можно лицезреть прекрасные пейзажи и множество селений, сохраняющих этнические традиции и особую атмосферу.
Природные богатства Камбоджи поражают воображение. На западе можно посетить озеро Тонлесап, являющееся самым большим в стране, и поразиться десятиметровому водопаду Попоквиль, а на востоке – увидеть вулканическое озеро Йеак-Лаом с водой бирюзового цвета, водопады Канчан и Чаа-Онг.
Количество национальных парков и заповедников Камбоджи насчитывает двадцать три штуки. Наиболее известные и посещаемые из них помимо исторического комплекса Ангкора – национальный парк Бокор с реликтовыми лесами и горными саваннами, национальные парки Кирирум, Реам, Вирчай и многие другие.
Разные религиозные конфессии и этнические группы отмечают свои праздники по-разному и в разное время. Но наиболее распространённым праздником считается Чнам-Тмай, сопровождающийся красочными шествиями и костюмированными представлениями. После этого начало мая знаменуется Королевской пахотной церемонией Чат-Пре-Нангкал.
В феврале проходит фестиваль Мик-Бочеа, а на 3 мая приходится День рождения Будды. Начало сентября знаменуется праздником поминовения умерших Прочум-Бен. Октябрь – время религиозного фестиваля Бонн-Катем. А самым главным фестивалем у кхмеров по праву считается растягивающийся на три дня «Водный Фестиваль», завершающий сезон дождей в начале ноября.
Оценка (2013) 15 205 539 чел. (68-е)
Плотность 81,8 чел./км²